Академики пошли в народ. Всероссийский марафон «Вакцинация – здоровая нация!» имеет масштабные цели
Недавно в рамках вышеназванной кампании в Санкт-Петербурге ведущие федеральные эксперты в области вакцинации презентовали журналистам информационный марафон по своей теме. На брифинге присутствовал и журналист «Вечерки».
Они пришли первыми
Его организатор – московский Центр социальной экономики — обещал, что на вопросы представителей региональных СМИ ответят светила российской науки, стоящие у истоков целых направлений в сфере массовой вакцинации. Так оно, собственно, и случилось.
Главный эпидемиолог Минздрава РФ академик доктор медицинских наук Николай Брико немного рассказал о том, как вообще обстоят дела с вакцинацией:
- Если говорить о профилактике инфекционных заболеваний, то нет сегодня ничего более эффективного, чем вакцинация. Да, много великолепных достижений знает современная медицина. Но вакцинопрофилактика и чистая вода — единственное, что реально влияет на наше с вами здоровье.
Разумеется, это очень мощное средство управления демографией — инструмент снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Посмотрите, вот уже тридцать пять лет мир живет без оспы. Родившиеся после 80-х годов от нее не вакцинируются. Другой вопрос, правильно ли это. Микроорганизмы пришли на эту землю первыми и уйдут отсюда после нас. Пока это территория ученых споров. Но тот же полиомиелит, к примеру, эндемичен только в двух странах, и мы близки к победе над ним. Программы по ликвидации кори и врожденной краснухи также резко снижены.
Вспомним 90-е годы, когда Россия была в состоянии эпидемии дифтерии. Более тысячи человек умерли в те годы из-за проблем с вакцинацией.
Николай Иванович, а сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону?
С одной стороны, да, конечно. В цивилизованных странах давно не фиксируются эпидемии. Только в России зарегистрировано порядка ста вакцин против сорока шести инфекционных болезней. Еще более пятисот, в том числе против рака, курения и наркомании, — в стадии разработки. Научная работа не прекращается, ведь только благодаря массовой вакцинации населения продолжительность жизни в ХХ веке увеличилась на тридцать лет. Причем у российской медицины здесь самые сильные позиции. И все же возможности вакцинопрофилактики полностью не реализованы. Люди умирают от инфекционных заболеваний.
Есть ли статистика по этому вопросу?
Сколько угодно. Что касается детской составляющей, то амбициозная цель последних пятнадцати лет — снизить на две трети детскую смертность — не решена. Поэтому нынешний век не случайно объявлен веком вакцинации.
Продвинутые Штаты в 2000 году объявили, что у них больше нет ни кори, ни краснухи, ни паротита. Прошло четырнадцать лет, и вот пожалуйста — 500 случаев. В минувшем году в Европе удалось более чем в два раза снизить заболеваемость корью, а в России она в два раза увеличилась. Ветряная оспа встречается! А ведь вакцины от этих болезней есть. К сожалению, в России регистрируется огромное количество инфекционных заболеваний — более ста двадцати. Тридцать самых распространенных из них дают экономический ущерб на сумму более 400 миллиардов рублей в год. Львиная доля приходится на грипп и ротавирусные заболевания.
Но ведь вакцины, как вы говорите, имеются. В чем тогда причина?
Охват вакцинации снижается, и ответственность за это ученые возлагают на тех, кто проводит политику отказа от прививок. Почему это реальная угроза общественному здоровью? Потому что увеличивается число людей с иммунодефицитом. Но если падает коллективный иммунитет, возрастает вероятность заболеть для каждого из нас.
Антибиотики больше не работают
Тему иммунодефицита продолжила профессор, доктор медицины руководитель отдела профилактики инфекционных заболеваний НИИ детских инфекций Сусанна Харит:
Вакцины – это иммуномодуляторы, то есть они стимулируют иммунную систему. Нас защищает врожденный иммунитет, который не запоминает факта этой защиты, и мы снова рискуем встретиться с такой же инфекцией. Нас защищает специфический иммунитет, который запоминает инфекцию, формирует клетки памяти и защищает от этой инфекции потом. Вакцины как раз формируют этот длительный иммунитет. Никакого подавления природного иммунитета, как выяснили ученые, вакцинация с собой не несет.
Главный специалист по клинической микробиологии Министерства здравоохранения России Роман Козлов развил лечебную тему:
Советский Союз имел успехи в создании антибиотиков. В 40–60-х каждый год у нас появлялись не просто новые препараты, а новые классы этих лекарств. С 70-х годов по настоящее время таковые можно пересчитать по пальцам.
Индустрия считает создание новых классов антибиотиков экономически невыгодным. С другой стороны, потребности человека в них огромны — лечение микробных заболеваний без антибиотиков зачастую невозможно. Как ни пафосно это звучит, микроорганизмы умнее нас, они замечательно адаптируются к антибиотикам. Потому и нужны новые виды. Ведь если устойчивость к новым препаратам будет нарастать такими же темпами, к 2050 году мир потеряет порядка 300 миллионов человек. Это половина населения Евросоюза. Что превысит смертность от онкозаболеваний. Более того, катастрофа, что в нашей стране антибиотики в аптеках можно купить свободно, без рецепта. Их неконтролируемое потребление ставит нашу страну в один ряд с менее цивилизованными.
А на государственном уровне эта проблем решается?
Государство уже озаботилось поддержкой фармацевтических компаний, которые занимаются разработкой подобных лекарств. Но пока суд да дело, только вакцинация может снизить заболеваемость и смертность в результате устойчивости болезнетворных микроорганизмов к антибиотикам.
Николаю Ивановичу Брико задали политический вопрос — об импортозамещении и госзакупках прививок, их качестве и дефиците.
Инициирован запрет на госзакупку вакцин, имеющих два зарегистрированных аналога в России. Хочу сказать, что идентифицировать чисто российскую и чисто иностранную вакцину сейчас невозможно — практически все импортные компании локализованы на нашей территории: построили или купили тут заводы, используют производственные площадки на принципах аутсорсинга. Качество всех регистрируемых в стране вакцин соответствует всем основным требованиям. Более того, наши прививки с удовольствием покупают зарубежные компании.
Много лжи вокруг
Николай Иванович, несмотря на это, многие родители либо сомневаются, либо высказываются против прививок своим детям, не дают согласия на них.
Да, это медицинское вмешательство, а значит, имеются риски. В отдельных случаях возникают проблемы. Но нужно отличать вакцину от реакции организма на вакцину — это совершенно разные вещи. Риск осложнений после вакцинации на два-три порядка ниже, чем риск попадания в автомобильную или авиакатастрофу.
Часто родители черпают информацию по этой теме из источников, мягко говоря, некомпетентных. Как-то меня пригласили на телешоу, где мать ребенка рассказывала о негативных последствиях прививки, и присутствовавшего в студии малыша было действительно жалко. Телевизионщики убеждали страну, что это результат вакцинации. Потом оказалось, что у малыша врожденное генетическое заболевание, и в научном центре здоровья детей ему поставили диагноз, о котором родители в момент вакцинации даже не догадывались. Достоверная информация о вакцинах действительно проблема. Поэтому-то и появился портал профессионалов www.yaprivit.ru. Как говорится, милости просим.
Но ведь и медики иногда агитируют за отказ от прививок...
Всемирная организация здравоохранения приравнивает это к отказу в неотложной медицинской помощи.
Но если медицина и общество в целом не сомневаются в важности вакцинации, почему не закрепить это законодательно? Речь ведь идет о национальной безопасности...
В СССР вакцинация была почти обязательной. Сейчас мы живем в другой стране, в другом правовом поле. Нигде в мире вакцинация не является обязательной, разве что во Франции — против дифтерии, столбняка и полиомиелита. Но в США детей не принимают без вакцинации в детские садики, в Австралии за нее родители имеют бонусы и пособия и так далее. Россия тоже начинает задумываться о чем-то подобном. Но это вопрос времени.
* * *
Информационный марафон организован Национальной ассоциацией специалистов по контролю инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (НП «НАСКИ»), Российским агентством медико-социальной информации АМИ и коммуникативным агентством «С-Медиа» и проводится при поддержке Министерства здравоохранения РФ и содействии общественных организаций: Российской академии педиатрии, Союза педиатров России, Межрегиональной ассоциации по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии (МАКМАХ) и других.
Наталья КОЛОГРЕЕВА
Источник данных: ИА Северная неделя
Новости
В пятницу, 2 февраля, премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным подписано распоряжение, официально приостанавливающее переход России на Международную классификацию болезней и связанных со здоровьем проблем 11-го пересмотра (МКБ-11). Об этом информирует РБК.
Минздрав смягчит требования к вакцинации граждан против коронавируса, оставив ее обязательной только для уязвимых категорий населения. Ревакцинироваться предлагается через год после последней прививки.
За октябрь 2023 года в России было выявлено 7,2 тыс. случаев коклюша — рост относительно октября 2022 года в 17,3 раза, следует из данных статистического сборника «Социально-экономическое положение России». Ранее «МВ» обратил внимание на рост заболеваемости коклюшем за 9 месяцев 2023 года на 1096%, до 20 тыс. случаев.
За три квартала 2023 года заболеваемость корью в России выросла почти в 300 раз — инфекцией заразились больше 8 тыс. человек. Это рекорд минимум за несколько лет наблюдений. Несмотря на продолжающийся рост случаев заболевания, врачи почти полгода фиксируют дефицит коревых вакцин для детей.
Минздрав рассчитал стоимость включения в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП) вакцинации от менингококковой инфекции. Расходы составят 8—9 млрд рублей, сообщил 17 июля заместитель министра здравоохранения Сергей Глаголев на организованном Народным фронтом «круглом столе» по вопросам лекарственного обеспечения населения.
В России по итогам апреля выросла заболеваемость некоторыми инфекционными болезнями. По данным Роспотребнадзора, в апреле было зарегистрировано 686 случаев заболевания корью (для сравнения: за аналогичный месяц 2022 года — три случая, рост более чем в 200 раз). В пять раз выросла заболеваемость коклюшем (1 тыс. чел.), в 2,3 раза — паротитом (100 чел. за апрель).
До 20 мая регионам рекомендовано принять дополнительные меры по улучшению диагностики и профилактики дифтерии в условиях рисков завоза этой инфекции из неблагополучных территорий – предусмотреть средства на закупку современных препаратов, в том числе для экспресс-диагностики и вакцинации населения.
Заболевание корью зафиксировали у ребенка в Иркутской области. Регион стал уже шестым сибирским субъектом, в котором выявлено заболевание. В управлении Роспотребнадзора заявили, что «рост заболеваемости корью происходит преимущественно за счет непривитых граждан, прибывших из стран ближнего зарубежья».
Правительство отодвинуло сроки внесения в нацкалендарь новых прививок: теперь препарат от ротавируса будет добавлен в него только в 2025 году, а вакцина против ветряной оспы — в 2027 году.