Еще раз о полиомиелите, или Что страшнее: прививка или болезнь?
По данным ВОЗ, Россия, как и большинство других стран мира (за исключением Пакистана, Афганистана и Нигерии) на сегодня являются зонами, свободными от полиомиелита. Так, значит, можно со спокойным сердцем забыть о страшной угрозе и больше не прививать детей от этого заболевания? Давайте разбираться.
Наш эксперт — сотрудник РНИМУ им. Н. И. Пирогова и клинического отделения острых нейроинфекций ФНЦИРИП им. М.П. Чумакова РАН, эксперт ВОЗ по полиомиелиту в РФ Армен Шакарян.
До середины прошлого века полиомиелит — вирусное заболевание, приводящее к необратимому поражению нервной системы, параличу и даже смерти — был широко распространен. Кстати, именно этот недуг на всю жизнь усадил в инвалидную коляску президента США Ф. Рузвельта.
Свободна ли свободная зона?
За время, прошедшее с тех пор, как ВОЗ выступила с глобальной инициативой по ликвидации полиомиелита (ГИЛП), в мире удалось достичь невиданных успехов. Заболеваемость сократилась в десятки тысяч раз! Если еще в 1988 году полиомиелитом болели 300–400 тысяч человек в год в 125 странах, то к 2017 году их число снизилось до 22 человек лишь в 3-х государствах. В нашей стране последняя масштабная эпидемия болезни разразилась в середине XX века. А последняя вспышка была зафиксирована в 1996 году в Чечне. Но с тех пор, благодаря масштабной вакцинации почти удалось забыть о страшной угрозе. С 2002 году на территории России была полностью прекращена циркуляция полиовирусов, и соответственно, не было ни одного заболевшего!
В недавнем прошлом полиомиелит снова напомнил о себе: в 2010 году дикий вирус был обнаружен в Таджикистане, вызвав самую крупную вспышку в XXI веке. В 2013 году активизировался «дикий» вирус полиомиелита в ряде стран, ранее считавшихся свободными от этих инфекций — Египте, Израиле, Кении, Сомали. В этой ситуации мы все (не только путешественники, но и домоседы) находимся под угрозой встретиться с переносчиками инфекции. Ведь если в мире есть хотя бы один больной полиомиелитом человек, потенциальный риск существует для всех.
Последствия – на всю жизнь
Этой страшной инфекцией болеют и взрослые, но поскольку заражение происходит фекально-оральным механизмом (иными словами – через грязные руки в рот), основная группа риска — малыши до 5 лет, у которых гигиенические навыки еще не развиты.
Чтобы получить этот кишечный вирус, ребенку достаточно просто взять инфицированную игрушку, а потом засунуть руки в рот. Кстати, риск заразиться повышает удаление аденоидов — это делает проникновение любой инфекции более вероятным. Подхватить полиовирус можно как в детском саду, так и в любом общественном месте: на детской площадке, в развлекательном центре и где угодно. Не обязательно контактировать с болеющим человеком — заразиться можно и от носителя опасного вируса, которых в 100-1000 больше, чем больных.
Да, заразившись, заболеют не все. У большинства детей после такого контакта разовьются лишь признаки кишечной инфекции, но у некоторых могут возникнуть параличи, в том числе дыхательной системы, приводящие к гибели. Распознать заражение на раннем этапе, пока еще не наступили необратимые последствия, к сожалению, невозможно. Да и специфического лечения пока не существует. Инфекционный процесс можно несколько ослабить, максимально уменьшив его негативное воздействие. Но прогноз во многом зависит от свойств конкретного полиовируса и иммунитета самого пациента. При рано начатой терапии и правильной реабилитации удается достичь существенных результатов. Тем не менее, последствия полиомиелита остаются с пациентом на всю жизнь, приводя к инвалидности. И единственную надежную защиту дает лишь вакцинация.
Живую или убитую?
Согласно Национальному календарю прививки детям от полиовирусной инфекции в России проводятся 6-ти кратно. Такая схема позволяет сформировать иммунитет как минимум на 15 лет у более чем 95% привитых. Однако при неполной вакцинации или при нарушении графика прививок иммунитет может выработаться неадекватно, и тогда ребенок также может заболеть. Тем не менее, быть привитым от полиомиелита хотя бы однократно все-таки лучше, чем вовсе не иметь ни одной прививки.
В России используется два вида вакцин — живая и инактивированная (убитая). Инактивированная полиовакцина в инъекционной форме выпускается как в виде отдельного препарата, так и в комбинации с другими вакцинами (от коклюша, дифтерии, столбняка и других инфекций). Это удобно, так как сразу несколько прививок можно сделать за раз.
Живая оральная полиовакцина (в виде капель в ротовую полость для детей) также дает высокий иммунитет, но чревата осложнениями при неправильном применении. У 1 малыша из 2 миллионов привитых может возникнуть вакциноассоциированный полиомиелит. Чтобы свести этот риск к минимуму, в России используется особая схема вакцинации, которая предусматривает, что в первые два раза вводится инактивированная вакцина, и только третья прививка делается «живым» препаратом. Кроме того, дети из групп риска — из закрытых детских коллективов — прививаются только инактивированной вакциной для полного исключения осложнений. Некоторые Европейские страны также используют живые полиовакцины. А вот в странах западного полушария с конца XX века прививают только инактивированными препаратами. Сегодня клинические испытания проходит отечественная инактивированная полиовакцина, и когда она будет разрешена к применению, использование живых вакцин, вероятно, уйдет в прошлое.
Один за всех и все за одного
Проводить вакцинацию от полиомиелита как взрослым, так и детям нужно не только ради защиты от самого заболевания — риск встретиться с вирусом пока, действительно не очень велик, — а главным образом для того, чтобы не дать опасной инфекции вновь пойти в наступление и привести к новым эпидемиям. Это вопрос общей, коллективной ответственности. Считается, что сдерживать инфекцию можно, только если привиты не менее 90-95% населения. Но поскольку сегодня родители все чаще отказываются от вакцинации, ситуация грозит выйти из-под контроля. И тогда опасность нависнет над всеми. Ведь вирус полиомиелита относительно безопасен до тех пор, пока вокруг находится мало носителей инфекции. Но при высокой концентрации вируса в результате значительного повышения числа инфицированных заразиться могут даже полностью привитые люди. К счастью, такие ситуации пока представить сложно. Однако при снижении числа привитых эта угроза может стать вполне реальной.
Источник данных: Лекобоз
Новости
Всемирная организация здравоохранения сообщила, что заболеваемость корью в мире выросла за последний год на 20%. Причиной эксперты назвали недостаточный охват населения вакцинацией.
В пятницу, 2 февраля, премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным подписано распоряжение, официально приостанавливающее переход России на Международную классификацию болезней и связанных со здоровьем проблем 11-го пересмотра (МКБ-11). Об этом информирует РБК.
Минздрав смягчит требования к вакцинации граждан против коронавируса, оставив ее обязательной только для уязвимых категорий населения. Ревакцинироваться предлагается через год после последней прививки.
За октябрь 2023 года в России было выявлено 7,2 тыс. случаев коклюша — рост относительно октября 2022 года в 17,3 раза, следует из данных статистического сборника «Социально-экономическое положение России». Ранее «МВ» обратил внимание на рост заболеваемости коклюшем за 9 месяцев 2023 года на 1096%, до 20 тыс. случаев.
За три квартала 2023 года заболеваемость корью в России выросла почти в 300 раз — инфекцией заразились больше 8 тыс. человек. Это рекорд минимум за несколько лет наблюдений. Несмотря на продолжающийся рост случаев заболевания, врачи почти полгода фиксируют дефицит коревых вакцин для детей.
Минздрав рассчитал стоимость включения в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП) вакцинации от менингококковой инфекции. Расходы составят 8—9 млрд рублей, сообщил 17 июля заместитель министра здравоохранения Сергей Глаголев на организованном Народным фронтом «круглом столе» по вопросам лекарственного обеспечения населения.
В России по итогам апреля выросла заболеваемость некоторыми инфекционными болезнями. По данным Роспотребнадзора, в апреле было зарегистрировано 686 случаев заболевания корью (для сравнения: за аналогичный месяц 2022 года — три случая, рост более чем в 200 раз). В пять раз выросла заболеваемость коклюшем (1 тыс. чел.), в 2,3 раза — паротитом (100 чел. за апрель).
До 20 мая регионам рекомендовано принять дополнительные меры по улучшению диагностики и профилактики дифтерии в условиях рисков завоза этой инфекции из неблагополучных территорий – предусмотреть средства на закупку современных препаратов, в том числе для экспресс-диагностики и вакцинации населения.
Заболевание корью зафиксировали у ребенка в Иркутской области. Регион стал уже шестым сибирским субъектом, в котором выявлено заболевание. В управлении Роспотребнадзора заявили, что «рост заболеваемости корью происходит преимущественно за счет непривитых граждан, прибывших из стран ближнего зарубежья».