Новости 28.04.2016

Юрий Лобзин: Новые технологии вакцинации позволяют спасать детей, прежде обреченных умереть

Выступление на телеконференции, посвященной изменениям в Национальном календаре профилактических прививок директора НИИ детских инфекций ФМБА России Юрия Лобзина.

«Добрый день дорогие глубокоуважаемые коллеги! Действительно, важнейшее направление — вакцинопрофилактика. Думаю, что мы этим должны заниматься не неделю, а все время, постоянно заниматься этими вопросами, поскольку это исключительно эффективная медицинская технология.

Я не буду говорить о цифрах, я приведу один пример. Есть одна инфекция, которая является самой тяжелой — это менингококковая инфекция. Достаточно напомнить уважаемым коллегам и журналистам о том, что летальность составляет примерно 10%, а 30% — это инвалидизация. Так вот, внедрение современных технологий позволяет сейчас спасать детей, которые раньше были обречены умереть.

В институте детских инфекций за истекший год мы имели 13 детей в крайне тяжёлом состоянии, с ДВС-синдромом, с геморрагическим синдромом поражения органов, надпочечников. Они раньше по всем нашим канонам должны были умереть. Удалось из 13 спасти 11. У двоих детей пришлось ампутировать голени, это была вынужденная мера — мы спасли им жизнь! Если не ампутировать голени, то развивается вторичная септицемия, и дети погибнут уже от вторичного сепсиса. Хирурги нашлись в институте травматологии и детской ортопедии города, прооперировал академик Рошаль. Оба ребенка спротезированы, полностью социально адаптированы, они уже бегают.

Все эти действия в нашем стационаре потребовали около миллиона рублей, а еще последующее хирургическое пособие, последующая реабилитация. Я сейчас назову сумму, которая потребовалась в итоге на спасение этих детей. Она шокирует: это примерно 23 миллиона рублей. С другой стороны родители говорят: «Если бы мы знали, если бы нам подсказали, что есть вакцина от менингококковой инфекции, что мы можем ребенка спасти от этой тяжелейшей болезни, которая приводит к летальному исходу, то, конечно, мы бы это сделали».

Вакцинация от менингококковой инфекции стоит несколько тысяч рублей. Давайте посмотрим какова эффективность — с одной стороны 23 миллиона, а с другой стороны предотвращение этой инфекции за несколько тысяч рублей. Это даже не 1 к 10, это намного более высокая эффективность, в том числе и экономическая, и социальная. И это ведь один из примеров.

Мы говорим, что сейчас тяжелая экономическая ситуация, и мы должны очень осторожно подходить к расширению различных программ, к выделению денег. Но давайте подумаем, куда эти деньги надо потом направлять — на реабилитацию, на выхаживание? Или проще предотвратить с потрясающим экономическим эффектом?

Другой пример — инфекция, которая пока у нас ещё не вошла в календарь. Это папилломавирусная инфекция. Есть одна страна — Австралия, где полностью решена проблема онкологии, связанной с папилломавирусной инфекцией. Там была принята программа, которую в свое время инициировал премьер-министр в силу личных обстоятельств — у него жена умерла от рака шейки матки. И вот у них 12-летние девочки и мальчики прививаются, и сейчас этой проблемы стране вообще в не существует. Я хотел напомнить о высокой эффективности этой технологии, в том числе и экономической.

Еще надо было бы сказать о том, что мы должны обращаться не только к национальному календарю, а к календарю по эпидпоказаниям. И руководители учреждений должны заботиться о своих сотрудниках, и обязательны региональные бюджеты. Здесь есть представители Саратовской области, Томской области. Регионы очень многое могут сделать в поддержку этой программы. И, наконец, если сами граждане будут от нас узнавать о тяжелых возможных последствиях отказа от прививания детей, они, подумают, что где-то можно и свою денежку заплатить, чтобы защитить от серьезной угрозы заболевания себя и своих детей».

Источник данных: РИА АМИ

Новости

При расширении Национального календаря профилактических прививок нужно учесть, что люди живут дольше, рожают детей в более позднем возрасте и нуждаются в иммунизации на протяжении всей жизни. Действующая схема вакцинации построена на представлениях о демографии XX века.

Из-за популярности антивакцинальных настроений не наблюдается большого прогресса в снижении частоты вакциноуправляемых инфекций, заявила главный внештатный детский специалист Минздрава по профилактической медицине. По ее словам, врачам-педиатрам следует активнее работать с родителями, объясняя им риски отказов от прививок.

Депутат Госдумы предложил разработать государственную политику против антиваксеров. Заболеваемость корью в России достигла исторического максимума, в том числе из-за отказа взрослых людей прививаться.

Депутаты Госдумы и ведущие эксперты профильных НИИ и медцентров попросили ускорить включение вакцинации от менингококковой инфекции в Национальный календарь профилактических прививок. В связи с ростом заболеваемости вопрос может быть решен уже в следующем году.

В 2023 году в России выявили самое высокое число новых случаев туберкулеза в Европейском регионе ВОЗ — 55 тыс. Однако по коэффициенту заболеваемости в пересчете на 100 тыс. населения Россия не вошла в пятерку стран с самыми высокими показателями.

В 2024 году в Европейском регионе было зарегистрировано 127 350 случаев кори, что вдвое превышает число случаев, зарегистрированных в 2023 году, и считается самым высоким показателем с 1997 года. Дети до пяти лет составили более 40% зарегистрированных случаев.

Стратегия развития иммунопрофилактики инфекционных болезней в России до 2035 года предполагает расширение Национального календаря профилактических прививок. В приоритете — вакцины против менингококковой и ротавирусной инфекций, ВПЧ и ветряной оспы.

Минздрав оптимизирует порядок предоставления субвенций регионам на выплату гражданам единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений. Методика будет предусматривать формирование не распределенного между субъектами 5%-ного финансового резерва.

Всемирная организация здравоохранения сообщила, что заболеваемость корью в мире выросла за последний год на 20%. Причиной эксперты назвали недостаточный охват населения вакцинацией.