Новости 28.04.2016

Лейла Намазова-Баранова: Вакцина – это нечто невероятно натуральное

Выступление на телеконференции, посвященной изменениям в Национальном календаре профилактических прививок директора НИИ Педиатрии ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России Лейлы Намазовой-Барановой.

«Глубокоуважаемые коллеги! Неделя вакцинации, само определение, напоминает праздник 8 марта, когда раз в году мужчины вспоминают, что неплохо бы женщин как-то поздравить и отметить их существование. Конечно, о вакцинации надо помнить постоянно, а не только в течение этой недели. И чем тяжелее экономическая ситуация в мире, тем больше будут поднимать голову антивакцинаторы, потому что уже давно доказано, что против вакцинации высказываются наименее образованные, самое малообразованное население. Точно также и за гомеопатией обращаются люди с меньшим количеством доходов. Это все взаимосвязано.

К сожалению, популистская привлекательность обращения к такой категории населения в последнее время выросла. Посмотрите, даже один из претендентов на кресло президента США, Дональд Трамп, взял в свою программу эти популистские утверждения о том, что вакцинация не очень-то сегодня и нужна. Он сделал это, чтобы заполучить себе еще дополнительную аудиторию малообеспеченных людей, а не только тех, кто поддерживает его как признанного миллиардера. И это не может не беспокоить всех.

Наши коллеги во всех странах мира очень озабочены этим процессом. Сегодня буквально каждый день выходят новые статьи, начиная от газеты «Таймс», и заканчивая серьезными научными журналами, на темы — почему это происходит, за счет чего растут эти антивакцинальные популистские настроения, чем они подпитываются, и самое главное — как правильно давать аргументированные ответы на все эти претензии?

Собственно, поэтому и наше профессиональное сообщество продолжает писать и издавать образовательные материалы, о которых я сейчас тоже бы хотела упомянуть. Действительно, упование на естественное здоровье, на здоровый образ жизни, на народную медицину — это очень привлекательный аргумент для многих антивакцинаторов. Это ложится на настроения современного человека быть ближе к природе, поменьше искусственности и так далее.

Но ведь, по сути, вакцина — это нечто невероятно натуральное, обращенное нашему иммунному ответу. Я имею в виду тот момент, когда мы появляемся из утробы матери наружу в этот прекрасный, но опасный для новорожденного мир, и именно это воздействие в первые часы жизни вместе с материнским молоком позволяет запустить все будущее здоровье на всю оставшуюся жизнь.

Но если этого не сделать, а дать младенцу смесь, да еще и не сделать прививку, то, к сожалению, его организм пойдет развиваться по пути нездоровья, хронической болезни, которая очень быстро у него проявится.

Безусловно, есть определенные психологические моменты, ведь вакцины — это иммунобиологические препараты, и потенциальный риск введения любого иммунобиологического препарата, в том числе любого лекарственного средства, существует. Точно также всегда есть риск, когда мы едим какой-то новый продукт: у кого-то он вызывает небольшое покраснение щек, а у кого-то анафилактическую реакцию. Это тоже иногда бывает, об этом тоже любят чрезмерно часто вспоминать.

Так вот, эта психологическая реакция родителя — вдруг у ребенка после вакцинации покраснеет ножка или поднимется температура, то это я как родитель виноват. А если он заболеет тяжелой болезнью, например, менингококком, то это вроде судьба, и в этом никто не виноват, вот так не повезло нашей семье. То есть личная ответственность перекладывается на судьбу. И это тоже очень привлекательный аргумент.

Безусловно, сегодня отсутствуют примеры заражения тяжелой инфекцией, и именно потому, что мы прививаем от них. Это заставляет общество верить антивакцинаторам, что уже и опасности нет. Зато на слуху всегда есть истории о больном ребенке с тяжелой иммунной патологией, с аутизмом или с рассеянным склерозом. Их частота растет, начиная со второй половины 20 века, и именно с того момента, как в нашу жизнь пришли искусственные смеси для вскармливания, и когда от нас ушли многие из известных инфекций.

Справедливости ради надо сказать, что сегодня от особо опасных для человека инфекций, от которых в мире продолжают умирать люди, существует всего 25 вакцин. Они способны защитить лишь от части эти тяжелых инфекций.

Сегодня в обществе много говоря от ЗОЖ. Это замечательно, когда человек в 40 лет бросает курить, но это слишком поздно. Если посмотреть на разрез его легких, то они уже будут совершенно черными и неспособными к нормальному газообмену, и лучше они уже никогда не станут. С другой стороны, если человек с детства привит от пневмотропных инфекций, которые никогда не повредят его легкие, и если он не начал курить, то это реальный вклад в здоровье. У такого человека, конечно, совершенно иной шанс на продолжительность жизни.

Вакцинация несет прямую выгоду для отдельной семьи: ребенок не заболеет, родители не заболеют, бабушки, дедушки не заболеют. Это хорошо и для общества в целом: чем больше привитых, тем лучше защищено общество в целом. Но не надо рассчитывать только на это, как делают некоторые родители: «Пусть другие привьют своих детей, а мы не станем, и наш ребенок не заболеет, потому что охват прививками у нас в стране хороший». Нет, здесь должна быть гражданская ответственность каждого. Конечно, государство тоже имеет выгоду от вакцинации — за счет спасенных жизней. Хочется напомнить, что детей у нас в стране сейчас всего лишь 18,5% от населения, а не 25%, как это было в советское время.

Мы как экспертное сообщество, в данном случае я представляю Союз педиатров России, стараемся образовывать наших коллег. В частности, новая прививка пневмококка, которая была внедрена 1,5 года назад, потребовала работы с профессиональным сообществом. Не все понимали, как правильно делать уколы. Мы всем педиатрам в стране разослали специальные папки с информационными материалами, с разъяснением — как отвечать на наиболее часто встречающиеся вопросы родителей, как правильно вычислить, если сбита схема вакцинации, когда в следующий раз прийти на прививку. Мы выпустили специальную книжку «Вакцинация для всех. Простые ответы на непростые вопросы», и раздали 10 тысяч в дни работы нашего февральского конгресса педиатров в Москве. Я надеюсь, что она широко разошлась по регионам. К сожалению, есть примеры, когда работники медицинских ВУЗов в разных регионах страны дают отрицательную оценку вакцинации и дезинформируют и студентов, и своих коллег в целом, и, естественно, родителей. Поэтому сегодня нужно внести изменения и в рабочие программы по вакцинации для того, чтобы на до дипломном и на после дипломном этапе эта правильная информация преподавалась.

Когда мы анализировали охват пневмококковой вакцинации, то оказалось, что в регионах очень по-разному обстоят дела. Есть регионы, где практически весь контингент новорожденных и подлежащих вакцинации был привит. А есть регионы, где чуть ли не 10-15% привито от тех, кто должен был быть привит. И вот здесь возникает предложение: ввести, например, в критерии деятельности губернаторов не только показатель младенческой смертности, но и детской смертности. Потому что, к сожалению, по-прежнему дети, в том числе до 5 лет жизни, продолжают умирать от инфекций. Для справки: на Европейском континенте, к которому относится наша страна, от инфекций умирает каждый 4-й ребенок, это около 25%. И с этим, конечно, надо бороться.

Охват прививками — хороший показатель для оценки губернатора, но не только национального календаря, но и по эпидпоказаниям, которые являются ответственностью региона. Профилактические программы и их эффективность тоже должны быть закреплены критериями работы губернатора. Тогда вот в целом, наверное, все усилия увенчаются успехом.

В какой-то момент показалось, что нет такой проблемы, как корь, или краснуха. И начали массово игнорировать вакцинацию от этих инфекций. И в результате в последние несколько лет случились жуткие вспышечные эпидемии. У наших соседей на Украине десятки и даже сотни тысяч болели разными инфекциями, в том числе корью. За рубежом это наблюдается в основном в таких определенных популяциях, как мормоны или другие сектанты. Там могут болеть целыми семьями.

То же самое и по многим другим инфекциям. От коклюша во многих странах мира были вакцинированы многие сотни тысяч подростков, в вакцинальный календарь были введены ревакцинации для дошкольников, школьников и даже для молодых людей от 20 до 30 лет. И проблема сразу исчезла. То есть тут абсолютно прямая взаимосвязь.

Вот сейчас, как это ни печально, на Украине есть случаи полиомиелита, но мы надеемся, что это нас не затронет, потому что у нас очень хороший охват прививками, и в прилежащих областях усилили меры, но, тем не менее, это опасно. А Украина в последние 20 лет перестала нормально вакцинировать своих детей.

В общем-то, у нас основная часть населения достаточно организована и правильно понимает актуальность и ценность вакцинации. Но есть люди, не очень организованные, которые могут, например, делать вакцинацию с большими разрывами — мол, сейчас некогда, придем через год. Проведенная не по правилам вакцинация не всегда такая эффективная, как проведенная в соответствии с четко определенными законами. Сроки вакцинации не просто так берутся, они доказаны в определенных исследованиях. Поэтому, если люди думают, что они сделают первую прививку сейчас, а вторую через 10 лет, и это будет также эффективно, как если бы они сделали как предписано — через месяц и через 6 месяцев, то это совершенно не так. И эта позиция, в свою очередь, порождает слухи о том, что вакцинация неэффективна».

Источник данных: РИА АМИ

Новости

В пятницу, 2 февраля, премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным подписано распоряжение, официально приостанавливающее переход России на Международную классификацию болезней и связанных со здоровьем проблем 11-го пересмотра (МКБ-11). Об этом информирует РБК.

Минздрав смягчит требования к вакцинации граждан против коронавируса, оставив ее обязательной только для уязвимых категорий населения. Ревакцинироваться предлагается через год после последней прививки.

За октябрь 2023 года в России было выявлено 7,2 тыс. случаев коклюша — рост относительно октября 2022 года в 17,3 раза, следует из данных статистического сборника «Социально-экономическое положение России». Ранее «МВ» обратил внимание на рост заболеваемости коклюшем за 9 месяцев 2023 года на 1096%, до 20 тыс. случаев.

За три квартала 2023 года заболеваемость корью в России выросла почти в 300 раз — инфекцией заразились больше 8 тыс. человек. Это рекорд минимум за несколько лет наблюдений. Несмотря на продолжающийся рост случаев заболевания, врачи почти полгода фиксируют дефицит коревых вакцин для детей.

Минздрав рассчитал стоимость включения в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП) вакцинации от менингококковой инфекции. Расходы составят 8—9 млрд рублей, сообщил 17 июля заместитель министра здравоохранения Сергей Глаголев на организованном Народным фронтом «круглом столе» по вопросам лекарственного обеспечения населения.

В России по итогам апреля выросла заболеваемость некоторыми инфекционными болезнями. По данным Роспотребнадзора, в апреле было зарегистрировано 686 случаев заболевания корью (для сравнения: за аналогичный месяц 2022 года — три случая, рост более чем в 200 раз). В пять раз выросла заболеваемость коклюшем (1 тыс. чел.), в 2,3 раза — паротитом (100 чел. за апрель).

До 20 мая регионам рекомендовано принять дополнительные меры по улучшению диагностики и профилактики дифтерии в условиях рисков завоза этой инфекции из неблагополучных территорий – предусмотреть средства на закупку современных препаратов, в том числе для экспресс-диагностики и вакцинации населения.

Заболевание корью зафиксировали у ребенка в Иркутской области. Регион стал уже шестым сибирским субъектом, в котором выявлено заболевание. В управлении Роспотребнадзора заявили, что «рост заболеваемости корью происходит преимущественно за счет непривитых граждан, прибывших из стран ближнего зарубежья».

Правительство отодвинуло сроки внесения в нацкалендарь новых прививок: теперь препарат от ротавируса будет добавлен в него только в 2025 году, а вакцина против ветряной оспы — в 2027 году.