Дефицит импортных вакцин в России скажется на детях
Педиатров предупредили о возможных перебоях с вакцинами — это связано со сложностями получения сертификатов для работы в России. Как именно это повлияет на ситуацию с профилактикой заболеваний в России? Дефицит импортных вакцин действительно есть. Сокращение объема закупок из-за рубежа признало руководство Минздрава. В ведомстве это объяснили политикой импортозамещения.
Ранее о том, что импортные вакцины могут оказаться в дефиците, предупреждала компания Sanofi. Один из крупнейших фармпроизводителей разослал письма российским педиатрам, в которых предупредил о возможных перебоях с поставками вакцинам из-за сложностей с получением сертификатов.
Прежде всего, речь идет о препарате Пентаксим, который защищает детей сразу от пяти заболеваний, в частности, от дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита. Об этом Business FM рассказала директор по коммуникациям «Sanofi Россия» Виктория Еремина.
«Мы, конечно, предпринимаем все от нас зависящее, чтобы наша вакцины как можно скорее были сертифицированы, но, к сожалению, ситуация зависит не от нас. В первую очередь речь идет о вакцине пентаксим — это комбинированная вакцина, которая защищает детей от пяти ключевых заболеваний, и эта вакцина была завезена еще осенью 2015 года. Однако на сегодняшний день вакцина не может быть сертифицирована, в связи с отсутствием у соответствующих сертифицирующих органов необходимого оборудования. И в результате партия вакцин все еще остается на таможенном складе и не может быть выпущена в оборот. Поэтому мы, конечно, обеспокоены данной ситуацией и считаем ее критической. Если она не разрешится в ближайшие месяцы, мы можем иметь случаи заболевания среди детей опасными болезнями, которые, в общем-то, вакциноуправляемы, от которых есть вакцины».
По словам представителя фармацевтической компании, под угрозой дефицита также оказались вакцины от пневмонии для призывников и ряд вакцин для пожилых людей. Проблема возникла из-за бюрократической проволочки, пояснил глава НИИ Организации здравоохранения Давид Мелик-Гусейнов:
«Существует так называемая система сертификации вакцин, и у тех лабораторий, которые раньше проводили эту сертификацию, отозвали соответствующие лицензии. Так как основной процент сертификатов выдавала подведомственная Минздраву организация, а именно ее коснулись соответствующие изменения в работе, то вакцины, которые должны были попасть в товаропроводящую цепочку, до нее не дошли. Дело в том, что идти на другие лаборатории компании быстро не могут, необходимо заключать контракты, необходимо выстраивать договорные отношения, а это все не быстрый процесс. Конечно, нет дефицита вакцин, которые можно применять для детей,— мы на сегодняшний день говорим о том, что притормозились поставки многокомпонентных вакцин, а в принципе, однокомпонентные вакцины, то есть содержащие определенные вещества для профилактики дифтерии, коклюша, столбняка, по отдельности на рынке присутствуют. Но мы очень быстро привыкаем к хорошему и, конечно, лучше сделать одним разом пятивалентную вакцину, не хочется лишний раз травмировать ребенка и через каждый месяц приходить за новой дозой от другой инфекции. Стандарт GMP никак не связан с этой проблемой. На самом деле стандарт GMP в России является обязательным условием для поставок лекарственных средств в сеть. Многие российские заводы уже перешли на стандарт GMP. Такое же аналогичное требование наш регулятор предъявляет всем импортерам, чтобы их продукция была произведена на заводах, на которых есть стандарт GMP, и, когда регистрируется препарат, этому вопросу уделяется очень большое внимание».
А вот что рассказал Business FM директор подразделения «Вакцины» Pfizer в России Антон Пронин:
«Мы тоже столкнулись с этой проблемой, и в связи с приостановкой деятельности сертифицирующего органа был отозван ряд сертификатов соответствия на нашу вакцину от пневмококковой инфекции. Но, к счастью, нам удалось оперативно организовать сертификацию в другом аккредитованном органе, и таким образом проблем с поставками нашей вакцины в настоящее время нет. У нас это заняло несколько недель. Мы оперативно заключили договор с другим органом, с ООО «Формат качества».
В Минздраве в пятницу, 29 января, заявили, что в России готовится закон о централизованных закупках лекарств от туберкулеза, ВИЧ и вирусного гепатита. Этот законопроект может быть рассмотрен Федеральным собранием уже в весеннюю сессию.
Business FM узнала о потребностях в лекарствах и вакцинах у кандидата медицинских наук, инфекциониста Медицинского центра иммунокоррекции имени Ходановой Елены Хорошун.
«Вакцины, которые у нас есть, покрывают необходимую потребность населения в вакцинации. Эти вакцины используются с большим успехом, и нам необязательно закупать препараты каких-то других фирм».
На прошлой неделе Business FM рассказывала о том, что с начала этого года иностранным производителям лекарств необходимо получать сертификаты соответствия препаратов российским требованиям по стандарту GMP. Сертификация происходит таким образом: зарубежный завод-производитель должен привезти российского инспектора на свое предприятие, где проверяется все — от химических реакций до упаковки готовой продукции. Командировку оплачивает производитель. Он же платит пошлину в размере 30 тысяч долларов. Эксперты говорят, что мелкий «фарм» может не потянуть финансовой нагрузки от приезда проверяющих и отказаться от работы в России.
По данным источников Business FM, сертификацией компаний занимаются всего восемь человек, при этом количество новых препаратов, которые появятся в этом году, приближается к тысячи. СМИ пишут, что на российском фармрынке уже возникла проблема и с сертификацией импортных лекарств.
Источник данных: BFM.ru
Новости
В пятницу, 2 февраля, премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным подписано распоряжение, официально приостанавливающее переход России на Международную классификацию болезней и связанных со здоровьем проблем 11-го пересмотра (МКБ-11). Об этом информирует РБК.
Минздрав смягчит требования к вакцинации граждан против коронавируса, оставив ее обязательной только для уязвимых категорий населения. Ревакцинироваться предлагается через год после последней прививки.
За октябрь 2023 года в России было выявлено 7,2 тыс. случаев коклюша — рост относительно октября 2022 года в 17,3 раза, следует из данных статистического сборника «Социально-экономическое положение России». Ранее «МВ» обратил внимание на рост заболеваемости коклюшем за 9 месяцев 2023 года на 1096%, до 20 тыс. случаев.
За три квартала 2023 года заболеваемость корью в России выросла почти в 300 раз — инфекцией заразились больше 8 тыс. человек. Это рекорд минимум за несколько лет наблюдений. Несмотря на продолжающийся рост случаев заболевания, врачи почти полгода фиксируют дефицит коревых вакцин для детей.
Минздрав рассчитал стоимость включения в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП) вакцинации от менингококковой инфекции. Расходы составят 8—9 млрд рублей, сообщил 17 июля заместитель министра здравоохранения Сергей Глаголев на организованном Народным фронтом «круглом столе» по вопросам лекарственного обеспечения населения.
В России по итогам апреля выросла заболеваемость некоторыми инфекционными болезнями. По данным Роспотребнадзора, в апреле было зарегистрировано 686 случаев заболевания корью (для сравнения: за аналогичный месяц 2022 года — три случая, рост более чем в 200 раз). В пять раз выросла заболеваемость коклюшем (1 тыс. чел.), в 2,3 раза — паротитом (100 чел. за апрель).
До 20 мая регионам рекомендовано принять дополнительные меры по улучшению диагностики и профилактики дифтерии в условиях рисков завоза этой инфекции из неблагополучных территорий – предусмотреть средства на закупку современных препаратов, в том числе для экспресс-диагностики и вакцинации населения.
Заболевание корью зафиксировали у ребенка в Иркутской области. Регион стал уже шестым сибирским субъектом, в котором выявлено заболевание. В управлении Роспотребнадзора заявили, что «рост заболеваемости корью происходит преимущественно за счет непривитых граждан, прибывших из стран ближнего зарубежья».
Правительство отодвинуло сроки внесения в нацкалендарь новых прививок: теперь препарат от ротавируса будет добавлен в него только в 2025 году, а вакцина против ветряной оспы — в 2027 году.